background

четверг, 3 марта 2016 г.

Чем заняться с малышом до года

Мне кажется, что нет на свете такой мамы, которая бы не задавала себе вопросы на тему: «Чем заняться с малышом?», «Во что поиграть с малышом?», «Во что полезное поиграть с малышом?» и т.д.


Около года назад, когда моему сыну исполнилось 4 мес, я озадачилась вопросом, что еще можно делать с малышом в свободное время помимо обычных процедур гигиены, кормления, общения и ношения на руках и прогулок на улице. Колики и плач прошли, спать Егорка стал намного меньше, освободилось много времени на, так сказать, познание мира. Помню, задала вопрос в группе мамочек на ФБ: «Как вы играете с малышами 4-6 мес.», на что получила ответ: «Какая там игра, он еще маленький, расслабьтесь и наслаждайтесь процессом. Вот будет ему 11 мес, узнаете, что такое шилопоп», или «Пальчиковые игры, книжки рассматриваем, изучаем предметы в квартире».

Хотелось бы сразу сказать, что я никогда не была помешана на методиках раннего развития. Еще, толком не разобравшись с методиками раннего развития, я уже знала наверняка, что не буду той мамой, которая системно занимается со своим ребенком по какой-нибудь методике с ранних лет. В итоге, я стала мамой, для которой важным стало увлечь и занять ребенка игрой, а также стать веселым клоуном и актером на энное… кол-во месяцев, а может и лет ))).

Хотела бы поделиться своим опытом. Вот наш список активностей до года:

1. «Гуси-гуси, га га га» или «развиваем слух»: много разговаривала с малышом, читала стишки и потешки, ставила музыку, танцевала с ребенком на руках. Зачем общаться с малышом, читать стихи и петь – про это я уже писала в предыдущих постах.
Отмечу, что все сугубо индивидуально и секрет счастливого времяпрепровождения с ребенком любых лет – это делать то, что нравится именно маме, то есть, вам. До года, главное, дать ребенку любовь, заботу и заложить позитивное отношение к миру через ваши позитивные эмоции к малышу.

2. «Ути-пуси» или «дарим позитивные эмоции»: проявлять нежность к малышу (тут мам учить не надо, знаю, но просто описываю свой опыт) – поцемать, пощекотать за ушком, погладить по пузику, поносить на руках, сказать: «ты мой сладкий, хороший, люблю тебя», дать поголожопить – мой Егорка обожал без памперса «гулять».

3. «Глазки-бусинки» или «развиваем зрение»: после 2-х мес смотрели контрастные картинки, двухстороннюю книжку-бортик (отличная вещь до года!), первые мягкие и картонные книжечки. Позже показывала ему много предметов разных, смотрели в окно часто, гуляли на улице и выбирались на природу, ездили в гости, принимали гостей. С ребенком особенно хочется, чтобы дом был «полной чашей» ))).

4. «Эх раз, еще раз» или «физическое развитие»: ходили на массаж с 3-х месяцев, затем дома повторяли упражнения, учились ползать, затем топать. Занимались на фитболе (отличная вещь и для укачивания во время коликов!) Кто-то увлекается водными процедурами  (ванная, бассейн, закаливание), я так и не решилась отдать малого на занятия по плаванию, хотя возможность была.

5. «Дай-дай» или «развиваем тактильные ощущения»: давала потрогать предметы и все, что обладает разнообразными свойствами: горячий, холодный, шершавый, сыпучий, колючий, острый и т.д. «Коль-коль», «ай», «гонь-гонь» («огонь») – вроде б дошло к году. Окунали ручки в миску с крупой, фасолью, монетками, играли с бусиками и бусинками.

6. «Театр одного актера» или «клоуны приехали»: строила гримасы, говорила что-то типа «Би-бе-ба–бо-бу» широко жестикулируя, одевала на руку носочек со зверушками и показывала мини-сценки или пела песенки (очень нравилось).

7. «Куку» или «играем вместе»! Условно делю этот пункт на два: игры с предметами (игрушками и бытовыми предметами) и фантазийные игры (типа куку и позже ее «продвинутая» версия прятки, ветерок – когда дуешь на малыша, стихи и песенки с элементами игры). Наши игрушки до года: погремушки, развивающий коврик (must have), игрушки-грызуны, колокольчики, мячики, прозрачный шар с бусинами или снегом, кубики, машинки, юла, музыкальные игрушки, мягкие игрушки, слингобусы, развивающий кубик, пирамидка, стаканчики-вкладыши.

8. «Ходить гарбуз по городу» или «смотрим веселые картинки»: книг у нас много, и здорово, что Егорка их любит смотреть (где-то с 6-ти мес начали). Тема книг, как и тема игрушек, заслуживает, конечно, отдельного поста.

9. «Мани-мани» или «смотрим мультфильмы»: начинали с 10 мин в день с 6-ти мес. Сейчас (нам 14 мес) по 20 мин утром и вечером.

10. Изучаем содержимое шкафов: я вообще из тех мам, которая разрешает все достать и потрогать, что не представляет угрозу жизни. Кастрюли, постельное, одежда, столовые приборы, пакеты и многое другое. Тут только два вопроса: маме приходится много убирать (можно превратить себя в электровеник на время уборки) и у ребенка отсутствует навык уборки за собой. Буквально вчера, побывав на занятиях Монтессори, Егорка обошел по скорости всех детей, снимая игрушки с полок и переходя к следующей полке, не убрав за собой. Работа по перевоспитанию в этом вопросе предстоит большая!

11. Делала прикольные фотки, фото-проект, снимала видео. Жаль, что не профессионально, но памятно.

Творчеством не занималась до года.  Только после года купила необходимый минимум начинающему художнику и мастеру по лепке. По чуток осваиваем.
Читала и про методики раннего развития. Но решилась только на то, чтобы показывать карточки по методу Глена Доману, и то, лишь на короткое время меня хватило. Какие-то картинки нравились ребенку, на какие-то реакции не было вообще. В итоге, перешли на рассматривание картинок из детских книг, и делали это с удовольствием. Кстати, советую, кто этим (методиками) решит увлечься – прочитать книгу Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя». Мне кажется, там собран лучший опыт объединения разных методик, чтобы вырастить маленькие таланты.

Поняла, что моя фантазия безгранична и ее может хватить на любую игру. В декрете вновь вспоминаешь, что, например, карандаш может быть градусником, а вата снегом. Уже зачислила себе в плюс много спонтанной игры в удовольствие мамы и дитя, в минус – отсутствие системы, режима и дисциплины. И да, очень часто чувствую себя выжатой как лимон, и мечтаю о чудесном способе восстановления сил и восполнения энергии. Последняя (я про энергию), как правило, не восполняется отдачей, каким бы милым, игривым и радостным не был ребенок. Говорю про себя.

Да, были, есть и будут времена, когда, кажется – все, больше не могу ничего придумать, но тут в помощь всегда приходит интернет. Грех не воспользоваться опытом и рекомендациями педагогов и специалистов по раннему развитию. Я, например, взяла для себя кое-что из:

1. Видео-уроков от Темы: «Играем вместе с Женей Кац» (игровой педагог из России, очень нравится, как Женя наглядно показывает, как играть с малышами).
2. Школы Галка-Игралка (онлайн-школа как играть с детьми, «учебу» не проходила, только читала посты с рекомендациями как играть/читать/лепить и примерами игр)
3. Рассылки от Марины Кручинской (коуч по раннему развитию)
4. Игр в домашних условиях по методике Мотнессори
5. Игр из книги «125 развивающих игр для детей до года” от Джеки Силберг, специалиста в области раннего детского развития и автора нескольких бестселлеров, посвященным играм с малышами “.
6. Узнала про сенсорные коробки! Буду делать.

Пишите, если чем-то заинтересовались, расскажу подробней. Буду рада, если мой опыт окажется кому-то полезным.


Комментариев нет:

Отправить комментарий