background

суббота, 16 января 2016 г.

Колыбельные и музыка в жизни малыша

Дорогие мамочки, я уже писала о том, как важно общаться с малышом до года, а также какую роль играют малые формы фольклора (потешки, стихи) в гармоничном развитии малыша.

Сегодня речь пойдет о колыбельных и музыке. Еще раз подчеркну, что до года, в самом нежном и хрупком возрасте малыша, закладывается (или не закладывается, если мама отказывает малышу в общении) способность доверять людям, надеется на лучшее и положительно воспринимать себя и мир вокруг. Процитирую немецкого психолога Эрика Эриксона: «Слушая колыбельную, ребенок учится воспринимать мир дружелюбным, появляется положительное отношение к окружению и миру в целом. Это особенно необходимо в первый год жизни, так как у малыша формируется базовое доверие к миру». 

Колыбельная песня – это прекрасный способ общения матери и ребенка, это их особенный диалог. Это лирическое выражение маминой любви, ласки и нежности к своему малышу. Колыбельные дарят вашему малышу счастье, покой и умиротворенность.  Пение колыбельных благотворно влияет и на саму маму! Да-да, вы все правильно расслышали, поэтому убирайте прочь отговорки об отсутствии музыкального слуха.  Вашему малышу необходимо слышать вашу песню. Каждая мама привносит что-то свое в ритмику и мелодию колыбельной. 

Колыбельные и песни, которые я пела и пою своему малышу (большая часть есть тут):
  • Спят усталые игрушки, книжки спят 
  • Спи, моя радость, усни
  • Колыбельная медведицы 
  • За печкою поет сверчок (из кинофильма «Долгая дорога в дюнах») 
  • Тонкая рябина
  • Місяць по небу ходить 
  • Колыбельная Брамса (пела ее потому, что разучила колыбельную на пианино во время беременности) 

Это, в принципе, и весь мой репертуар. Похвастаться особо не чем, но я и не считаю, что нужно знать много колыбельных. Выбрали две-три любимых и пойте. Главное, чтобы в удовольствие. Дополнительно, приведу еще несколько ресурсов с колыбельными, о которых узнала сравнительно недавно: 

Конечно, мама не всегда бывает в настроении петь. Да и поются колыбельные, в основном, только на сон грядущий. Поэтому очень важно помимо колыбельных окружить ребенка музыкой. Музыка отлично развивает эмоциональный мир малыша и имеет большое терапевтическое воздействие.

Также как и со стишками и потешками, я рекомендую заранее подготовить плэйлист не только с колыбельными, но и с музыкой, которую вы будет ставить своему малышу. Не забывайте периодически менять плэйлисты. 

Кстати, если не знаете, чем заняться с малышом (такое состояние часто бывает у молодых мам) – поставьте музыку, спойте ему, или потанцуйте под музыку с малышом на ручках. Меня это знание много раз выручало, когда накатывал вопрос – ну поиграли, ну походили по квартире на ручках, а что сейчас делать-то с малышом? Самый яркий момент в моей памяти с прошлого января, когда малышу было 3 месяца: долгие зимние вечера, мы одни с сыночком дома, Новый год уже давно прошел, а у нас все так же висит гирлянда с фонариками (очень нравилась малышу) и мы слушаем, пританцовывая, новогодние и рождественские песни. 

Какую же музыку можно ставить малышам?  
  • Колыбельные на ночь: самыми благотворными на психику ребенка считаются колыбельные Моцарта и Брамса. На Youtube есть целые сборники разных колыбельных по несколько часов. 
  • Звуки шарманки – доказано, что малыши лучше всего воспринимают мягкую музыку.
  • Утренняя динамическая музыка – под нее можно выполнять зарядку. В качестве примера, ссылка тут, но послушать именно по этой ссылке не удастся, только посмотреть примеры произведений. 
  • Обязательно классическая музыка. Она способствует умственному развитию малыша, формирует воображение.  Можно найти в интернете, какую классику ставить малышам. Я не большой фанат такой музыки в силу воспитания, но всегда можно найти что-то по душе. Я ставила Оду к радости, Ромео и Джульетту, музыку для малышей Моцарта. Все, что мне самой нравилось. 
  • Детские песенки, в том числе на иностранных языках. И маме стимул подучить давно забытые языки или освоить новые! Я после 6 месяцев начала ставить. Наши хиты на английском языке: Wheels of the bus, Old MacDonald, Frosty the Snowman, Mary rhymes (их много), London bridge is falling down, Tommy Thumb, The hokey dokey, The alphabet song. 
  • Звуки природы – малыши их очень любят! Я ставила цикл «Малыш и птички». 
  • Некоторые мамы даже ставят мантры! Я не вхожу в их число, эффекта не знаю. 
  • Другая музыка, которую любите Вы (кроме тяжелой) – джаз, поп, блюз…
  • Мелодии из кинофильмов (у нас в фаворитах мелодии из кинофильма «Игрушка» с Пьером Ришаром и «Усатый няня»).
  • Новогодние и рождественские песни зимой (о, тут я отрывалась, мой самый большой собранный репертуар!)

Еще я много раз пела любимые песни в караоке (в домашних условиях под минусовку на компьютере), мне это приносило удовольствие, и моему малышу тоже. Он открывал рот, говорил протяжное «аааа», тоже подпевая маме. 

После года всем рекомендую методику «Музыка с мамой» педагогов Железновых.  Их программа музыкального развития малышей есть не что иное, как логоритмика, которая связывает воедино слово, музыку и движения. Занятия веселой музыкально-ритмической деятельностью (не только по методике Железновых, я просто пример привела) очень полезны для всестороннего развития малыша. 

Сейчас моему сыночку год и три месяца. Он уже практически не укачивается на руках, а засыпает сам на нашей кровати, предварительно прижавшись ко мне и схватив меня одной рукой за прядь волос. Соответственно, необходимость в пении колыбельных пока отпала. Разве что изредка, когда долго не может уснуть, укачиваю на руках и пою.  Мы по-прежнему слушаем музыку – в основном, когда Егорка садится кушать, я сразу включаю фоном детские песенки. Егорке нравится, кушает лучше. Иногда кричит «мани-мани», то есть «мультик», бывает, что иду на поводу, разворачиваю ноутбук  и ставлю мультик на 5-10 мин. Но в целом, стараюсь развлекать песенками во время еды, а не мультиками ))). После еды могу ненадолго поставить «мани-мани». Классику уже практически не включаю, у нас часто играет радио, или просто сборник моих любимых песен. В целом, после года, у нас стало на порядок больше общения друг с другом, нежели музыки. Но ничего, осваиваем понемногу логоритмику, скоро будем двигаться под музыку вместе. Музыка была и будет в жизни Егорки, в этом я точно уверена. Чего очень желаю и вашим деткам.





Комментариев нет:

Отправить комментарий