Привет! Сегодня хочу
кратко рассказать о своих выводах, что необходимо дать ребенку до года. И речь
пойдет не о материальных благах. Должна
сразу сказать, что я из тех мамочек, которая лучше приготовит ребенку один и
тот же суп сегодня, завтра и послезавтра, но обязательно прочитает что-нибудь
новое на тему развития или психологии (как детской, так и взрослой). Во мне
глубоко осела мысль о том, что до 3-х лет формируется личность человека и наша
родительская задача не сломать эту личность )).
Так вот, раскрывая тему,
скажу, что самое важное, что мы можем дать ребенку до года – это любовь и
внимание посредством общения и телесного контакта. Вот так просто, а может и не
просто…
Все знают или много
слышали о том, что с малышом нужно много разговаривать. А почему? Только ли для
развития речи? Кратко резюмируя тренинг известного детского психолога Людмилы
Петрановской «Формирование привязанности», выделю основное послание - в
возрасте до года при правильном отношении к ребенку (любовь и внимание через
общение) формируется базовое доверие к миру и принятие себя. Очень интересен
факт того, что разговор мамы или другого взрослого рядом с ребенком происходит
на инстинктивном уровне, т.е. мы рассказываем малышу какой он хороший и сообщаем
ему все, что с ним сейчас происходит в позитивном ключе (сейчас оденем пижамку
с зайкой, Миша хороший, у Мишеньки болит животик). В психологии это называется
«позитивным отзеркаливанием», когда мы не просто доносим все, что происходит с
малышом, а делаем это с подтекстом «все хорошо». Малыш
все впитывает раз за разом и так формируется базовое доверие к миру и устойчивое
внутриличностное убеждение – я существую и это хорошо.
Наравне с общением важен
также телесный контакт – берите своего малыша почаще на руки, носите и
показывайте мир вокруг, обнимайтесь, целуйте, пощекотите малыша, поиграйте с
ним. Никогда не оставляйте малыша плакать наедине с собой в надежде, что он
поплачет и успокоится. Такая установка малышу только вредит! Вот, кстати, очень хорошая статья на тему того, почему нельзя оставлять ребенка «проплакаться» и
почему так важен телесный контакт.
Вывод из вышесказанного очень
прост: любви много не бывает – как можно чаще берите малыша на ручки, общайтесь
с ним, целуйте, показывайте мир вокруг, рассказывайте ему о нем самом, танцуйте
с ним, пойте песенки, отвлекайте его внимание, если малыш сильно чем-то
расстроен. И ваш малыш непременно войдет в более взрослую жизнь с позитивной
установкой и доверием к миру!
У меня после рождения сына
точно сработал этот инстинкт – отвечать на плачущий зов малыша по первому
требованию, уделять ему много времени, общаться, много рассказывать, петь,
танцевать. Увлекшись чтением статей и книг на тему детской психологии, понимаю
теперь, что инстинкт не подвел в том, как правильно вести себя с ребенком. По
крайней мере, надеюсь, базовое доверие к миру уже сформировано.
При этом признаюсь, что чувствовала себя очень
часто выжатым лимоном, ведь общаться
целый день одной с малышом, утешать и развлекать – задача очень сложная, требующая
много маминых сил и терпения. Помощников, кроме мужа, который подключался уже
поздно вечером или рано утром, больше не было, за исключением редких приездов
бабушек. Чтобы ребенку было с вами
интересно – нужно и самому превращаться в интересного и увлеченного игрой или
процессом (чего угодно) человека! Я, конечно, могу ошибаться, но мой ребенок
хорошо чувствовал, когда было скучно, а когда весело. В теплые дни, конечно,
хорошо скрашивают день прогулки с ребенком на улице, наблюдение за тем, как
играет детвора, общение с другими мамочками. Сложнее приходилось осенью и зимой, когда дома
проводишь огромное количество времени. В такие моменты моими помощниками в
общении с малышом (кроме собственной фантазии) стали…. потешки, стихи,
колыбельные и музыка. И об этом расскажу в самых ближайших статьях.
В заключение, хотела бы
отметить для мамочек малышей до года, что после года будет легче. В первую
очередь в эмоциональном плане. Ведь малыш уже будет «отдавать» вам эмоции и сам
активно участвовать в играх и разговоре. Т.е. вам не придется так много играть
и общаться за двоих сразу, и так сказать, полностью «растворяться в ребенке». Теперь малыши могут подолгу и сами поиграть во что-то.
После года я вижу две задачи перед собой:
1. Предложить малышу как
можно больше активностей, разновидностей игры и творчества, найти возможности
взаимодействия с другими детками. Само собой, продолжаю играть с малышом, деля
наше с ним время на 2 блока (игра и работа по дому), ведь игра – далее привожу
цитату от детского психолога Светланы Ройз – это простейший способ познания
мира и социальной адаптации. Для ребенка важнее и полезнее иногда съесть
«не полезные», быстро приготовленные пельмени и в сэкономленное время поиграть
с мамой и папой. Почувствовать их тепло, побыть в их психологическом поле.
2. Найти баланс между заботой
о себе (время для спорта и личных увлечений), заботой о муже и ребенке, и
бытовыми вопросами.
И, дорогие мамочки, пожалуйста, не ждите этого момента, когда станет легче, в любом возрасте есть свои радости и трудности. Учитесь быть счастливыми здесь и сейчас!
И, дорогие мамочки, пожалуйста, не ждите этого момента, когда станет легче, в любом возрасте есть свои радости и трудности. Учитесь быть счастливыми здесь и сейчас!
One year, let's celebrate!
До новых встреч и спасибо всем, кто дочитал до конца!
Комментариев нет:
Отправить комментарий