background

пятница, 28 октября 2016 г.

Мои 5 ключиков к осознанному материнству

Ну что,  Егору два года. Та-дам! В контент-плане для блога стоит письмо сыну, по типу того, которое я писала ему на полтора года. Но душа захотела другого – написать в первую очередь о том,  чему я научилась за второй год жизни Егорки.


Левый хук ожиданию

Вспомнила на днях октябрь два года назад. Погода стояла теплее. Я, беременная, ездила на трамвае с конца сентября по 20 числа октября каждый день в роддом за 5 остановок от дома. Сроки поджимали, 39, 40, за ней 41 неделя, а Егорки все нет и нет. Помню тревогу, удручающее ожидание, осенние листья под ногами, одиночество, трамвай и  себя в лосинах, тунике и легком плаще. В один из дней поддалась на уговоры лечь на стационар, чтобы «всем спокойнее было»,  хотя практически до последнего дня убегала домой на ночевку. 25 октября в 11:15 утра родился Егор. Чудо свершилось очень быстро, особенно с учетом того, сколько мы его ждали.
Потом, в первый год жизни Егорки я еще не раз пыталась мысленно ускорить процесс, только теперь не родов, а этапы взросления. Когда уже
  • перестанет болеть животик? 
  • сядет, встанет, поползет, пойдет? 
  • станет легче? 
  • у мужа наладиться полноценный контакт с ребенком? 

Только ближе к первому году жизни ребенка поняла, что слово «когда» лишнее в лексиконе молодых родителей. Не надо когда, дано сейчас. Какой смысл ждать то, что и так случится позже. И вроде бы понятно. А нет, ресурсов на то, чтобы задуматься о своих действиях и мыслях у меня не было. Но вот чуток отдышалась, наступил второй год жизни Егорки, появилась осознанность, получилось взглянуть на свою ситуацию со стороны.

Сейчас мои главные задачи в вопросе материнства – безусловная любовь и принятие, работа над собой, понимание вопросов развития ребенка. Вопросов  "когда" к ребенку у меня больше не возникает.

В чем я еще хромаю, так это преодолении ступора ожидания в других жизненных вопросах – перестать ждать быстрых результатов, ответов, звонков. Для меня уже большой шаг – осознать, что вот здесь я чего-то жду, поймать этот неприятный момент и освободиться от него. Последний пункт дается сложнее.

Развиваем осознанность

Этот пункт тесно связан с предыдущим. Перестать ожидать, равно как и перестать предаваться воспоминаниям,  связано со способностью пребывать в текущем моменте. Осознанность не значит отказаться от воспоминаний или ожиданий, это всего лишь способность замечать свои мысли и ощущения, чтобы полнее и радостнее прожить свою жизнь. Больше об осознанности я писала  в статье «О ретрите замолвите слово».
А еще, осознанность помогает задавать себе правильные вопросы, которые возвращают нас к себе, а не к автоматическим действиям и неопознанным состояниям:
  • что я чувствую, как я? 
  • где я мыслями сейчас? 
  • что я делаю в настоящий момент? 

 

Возобновляем ресурс

Мне кажется, вопрос выгорания мам возникает только потому, что нам не рассказывают как позаботиться о себе в первый год материнства или мы получаем эту информацию слишком поздно. Многие мамы первые месяцы или год работают только на «отдачу», забывая о себе. Такие себе механизмы с вечно работающими батарейками, которым, все же,  через какое-то ннн..количество месяцев придется разрядиться. А перезарядка может случиться совсем не скоро.

У меня есть подруга, которая приняв на себя практически всю заботу о ребенке первые 8 месяцев, «сбежала» на работу с огромной радостью и еще пару лет там морально восстанавливалась.

Честно, я не знаю, как быть тем мамам, у которых нет помогающих бабушек и дедушек, гибкого графика мужа, возможности взять няню, или собственных ресурсов вытянуть сложный и ответственный первый год. Несмотря на  частичную помощь  бабушек и мужа, я все равно успела «выгореть» в первый год материнства. Я забыла, где черпать вдохновение и силы, чтобы потом с радостью заниматься ребенком и домом. Взвалила на себя кучу забот и ответственности. Тем не менее, в острый момент я сказала «баста» и взяла няню, чтобы полдня заниматься тем, чего хочется мне.  Кому-то из близких непонятным оказался факт того, что «как это я не вышла на работу, а взяла няню». Я какое-то время чувствовала вину за этот поступок. Теперь же точно могу сказать, что надо слушать только себя.  Идеальная формула счастливой мамы, по-моему мнению, такая:
  •  мама сама решает, сколько ей времени надо для отдыха и как ей восстановить свой ресурс
  •  мама почаще думает о своих потребностях и здоровье
  •  мама не винит себя ни в чем, и знает, что она лучшая для своего ребенка
Ясно, что финансовый вопрос играет не последнюю роль, но часто дело не только в нем, а в правильном распределении обязанностей в семье, не боязни попросить помощи у родственников  и друзей,  тайм-менеджменте, где точно есть время для маминого отдыха, а не поиска очередной покупки для малыша или статьи о развитии ребенка.

Взрослеем

Ребенок – самый лучший учитель, не знаю, кто сказал, но для меня это правда. Волей-неволей, мы с мужем повзрослели за эти два года. Способность принять эмоции ребенка, иметь свое мнение, делить ответственность.. список этим не ограничивается.

Ищем внутреннего ребенка

Об этом я уже как-то писала, но не лишним будет повториться.  Внутренний ребенок сидит в каждом из нас.  Это та часть нашей психики, которая полна радости и сил, творческих порывов и удовольствия. Это Я родом из детства. Это та часть нашего Я, которое находится в контакте с настоящим, а не печалится о прошлом или тревожится о будущем. Ну, вы помните, какие мы все в детстве были счастливые и беззаботные? Как легко жилось? Эх, деньки-то были. Авторитетный украинский психолог Светлана Ройз утверждает, что человек, находящийся в контакте со своим внутренним ребенком всегда сможет построить контакт со своим внешним ребенком.  Наше отношение с нашим внутренним ребенком РАВНО наше отношение с детьми.  Сейчас я стараюсь почаще задумываться о том, как мне порадовать своего внутреннего ребенка. Вспоминаю, что меня радовало в детстве и что могло «прибить» мой ресурс.

На прошлой неделе начала проходить годичный курс по детской психологии в Киевском Гештальт Университете, где мне пообещали встречу с внутренним ребенком и разбор полетов. Буду держать вас в курсе всего того, что узнаю и чем можно поделиться с широкой аудиторией. 

Вот, пожалуй, все мои ключики на данный момент к более осмысленному и счастливому материнству. Буду рада, если кому-нибудь пригодятся мои мысли, и делитесь, что для вас служит маячком в счастливом материнстве. Очень любопытно узнать!

Комментариев нет:

Отправить комментарий