background

четверг, 25 августа 2016 г.

Наш отдых в семейном лагере «Сказка Жизни»

Карпаты, Яблунецкий перевал.  Август, 2016 год. 

О лагере семейного формата я узнала, когда брала интервью о пользе и вреде экрана у Маши Красной, руководителе Студий анимационной педагогики.  Оказывается, Маша первая в Украине представила новую концепцию отдыха для детей и родителей еще в конце 90-х годов. В этом году смены лагеря были организованы в  Грузии и Украине. Приглашались родители с детьми от 3-х до 10 лет. Егорка в свои год и 9 месяцев не попадал под эту категорию, но мне очень захотелось познакомиться с семейным форматом лагеря поближе, отдохнуть в Карпатах с ребенком в атмосфере творчества и компании мам с детьми,  и написать об этом пост,  как и полагается маме-блогеру. 

Забегая наперед, скажу, что думала, мы едем туда с Егоркой как наблюдатели, но нам не дали остаться в стороне от творческих процессов. И это хорошо!   


Особенности нашего семейного лагеря


Родители принимали участие в творческих процессах едва ли меньше детей.  Рисовали, вырезали, клеили,  помогали с костюмами, готовили сценарии, принимали участие в вечерних мероприятиях. 

Совместная работа над фреской из кусочков цветной бумаги:


Волшебные мамины руки превращают простых девочек в настоящих принцесс: 


а мальчиков в черных котофеев:


Руководитель лагеря Маша помогает моему Егорке познакомиться с широкими творческими возможностями условной мастерской:


Почтовые ящички, которые родители смастерили вместе с детьми (для сюрпризов и приятных угощений): 


Театр теней в совместном производстве детей и родителей:


А это мы с Егоркой:


В лагере работало несколько педагогов с детьми. Чтобы задания соответствовали возрасту, детей распределили на две возрастные группы:  с 3 до 5 лет, и с 6 до 12 лет.  Младшие придумывали свой сюжет сказки или истории, воплощали фантазию на бумаге или в новых образах, играли, строили:  

Вот такие милые принцессы, снежинки или ангелы, догадайтесь сами:


За рисунком собственного портрета в полный рост (для этого пришлось сначала попросить взрослых обвести контур тела): 



Егор нашел свой дзен, играя с камушками:



Был малыш даже младше моего Егорки, он творил с помощью скотча:


Задушевные посиделки:


Игры на улице:



У старших детей было не менее интересно. Перед ними стояла задача воплотить сначала в рисунке, а потом с помощью техники папье-маше образ животного, подсказанного фантазией: 








График дня в лагере был составлен грамотно  – занятия чередовались с отдыхом. Утром любимец детей Саша (учитель физкультуры из Днепра) проводил зарядку, после завтрака и зарядки все гуляли, общались,  ходили в лес за малиной, перед обедом полтора часа уделялось занятиям детей с педагогами, родители в это время общались с педагогами Линой и Юрой Красными. Подробнее о результатах наших бесед можно прочитать в моей предыдущей статье.  
Наш отдых в лагере: на зарядку становись


Собираем и поедаем малинку:



Моя мамская тусня (было время пообщаться, пока дети исследовали территорию, играли друг  с другом и не трогали мам):



После обеда отдыхали до 4-х часов. Вечернее время делилось на творческие занятия, а вечером были совместные мероприятия, такие как  театр теней,  постановка сценок из жизни,  квест для родителей и детей, игры, песни и танцы. В один из вечеров устроили празднование Нового Года (дети загорелись идеей). 

Наш новогодний праздник (с всеми атрибутами, конечно):



Гордость родителей и детей - самодельная фреска и новогодний декор на скорую руку: 




А это квест для всех:



В нашем лагере была особенная девочка Мия. У нее получались самые чудесные рисунки. Запомнилось, как ее мама Светлана сказала, что рисование рядом друг с другом хорошо помогает наладить контакт между обычными и особенными детьми.  Некоторые участники лагеря узнали в ней девочку, которая  сыграет в фильме «Come play with us, Mia». Это проект известной украинской писательницы и сценариста Катерины Бабкиной. Здесь можно почитать об этом подробнее.  

Мия с мамой Светланой: 


Я знаю, что за текстом о жизни лагеря и фотографиями не разглядеть той ценности открытий, которые скрываются за фасадом.   Поэтому выношу свои выводы сюда, в конец поста. 

О созидании


В лагере все дети были авторами своего творчества. С удивлением я наблюдала, как они вновь и вновь возвращались в мастерскую, чтобы с помощью бумаги, наклеек, карандашей, фломастеров и прочих инструментов, воплощать свои фантазии в жизнь.  А опытные педагоги задавали направление. Это то, что приносит детям радость и надолго остается в памяти. Я  ничего нового не написала, но моя цель донести, что в мире готовых продуктов -  игрушек на любую тему, мультфильмов, игр на планшетах, готовых наборов для творчества, творческое начало в наших детях уходит на задний план. И это печально. Миру нужны люди с креативным мышлением. Мы рано приобщаем детей к экрану и планшетным играм, мало заботимся об условиях и материалах для творческого самовыражения,  ленимся создать что-то новое вместе с ребенком.  А потом удивляемся, почему он не хочет ничего создавать своими руками или придумывать новое.  Или играет днями, неделями, месяцами и годами в одно Лего. Нет, в Лего нет ничего плохого, но выражения себя и своей картины мира не сводиться только к пластиковым деталям.  Я не вешаю  ярлык «виноваты» на родителей, сама такая же, а чувство вины – разрушительно. Мы не уберем экран из жизни детей, да и не нужно. Я только обращаю свое внимание и внимание читателей на то, чтобы досуг ребенка чаще состоял из созидания (игры, рисования, лепки, приготовления блюд вместе с мамой, придумывания собственных сказок и историй, и даже создания собственных мультфильмов – например, из тех же Лего-деталей), а не потребления. 

О завершенности


Творческий процесс – не одноразовое действие, а часть одного целого. Сначала делали фреску, затем вешали ее на стену, чтобы она служила декором к нашим вечерним спектаклям. А потом ее еще и в фильм про лагерь включили. И так практически со всем, что делали дети. Ничего не выбрасывали, рисунки клеили на стену, вешали на веревки, воплощали рисунок в жизнь или наоборот, рождённое в голове перемещали на бумагу. В последний день снимали фильм о жизни лагеря, ее маленьких творцах и их шедеврах. В сентябре, когда закончат монтаж, дети увидят свои работы на экране и вспомнят проведенное время в лагере.   

Перенасыщение информацией и впечатлениями, рассеянное внимание у взрослых и детей уже давно не новость. Поэтому было ценно наблюдать, как дети в лагере  начинали, продолжали и заканчивали свою работу, а затем радовались результатам своего труда. Благо, задания делились на этапы. А завершенное дело приносит гармонию в беспокойный мозг детей. И их родителей, чего уж там.  

Благодарности


Спасибо всем, кто дочитал пост до конца.  Надеюсь, вы вынесете что-то ценное из прочитанного. Но помните, что прочитанное – это тоже готовый продукт ))).  Я только с открытием блога начала учиться переваривать услышанное и увиденное. 

И, конечно, благодарю  организаторов лагеря  за возможность увидеть воочию, как становятся авторами своей жизни.   Для меня семейный лагерь стал интересной  альтернативой отдыха для родителей с детьми дошкольного возраста.  

И от Егорки отдельное спасибо! 




Комментариев нет:

Отправить комментарий