Все началось с того, что я пропустила на одном ресурсе для мам вебинар «Как выбирать и как смотреть мультфильмы с детьми». И очень пожалела об этом, поскольку тема очень интересна для меня как мамы 1,6 сына. Помните, как Маша в серии о золотой рыбке (мультфильм «Маша и Медведь»), спрашивала медведя: "Миш, а у тебя клюет? А у меня клюет? А когда клюет? А здесь клюет? А почему не клюет?". Так и у меня с мультиками для Егорки: "А можно нам смотреть? А сколько смотреть? А что смотреть? А как смотреть?"
Вопросов больше, чем ответов, если вкратце.
Поскольку записи вебинара не предусматривалось, я решила не теряться, и написала спикеру вебинара – Марии Красной, проведет ли она еще что-то подобное в ближайшем будущем, а если нет, могу ли я задать ей вопросы. К моему приятному удивлению, Мария согласилась.
То, о чем мы говорили, для меня стало во многом откровением. Я бы хотела поделиться Машиными мыслями по поводу влияния экрана и мультфильмов, но для начала, кратко скажу о том, кто такая Маша Красная и почему стоит прислушаться к ее мнению, и о том, смотрит ли мой ребенок мультфильмы в полтора года.
Когда гуглила, все дороги свелись к Студии анимационной педагогики. Мария Красная – ее руководитель и педагог с более чем 30-летним стажем, психолог, режиссер, мама 11-летней девочки. Концепцию «анимационной педагогики» (творческое развитие детей средствами анимационного кино) разработал и внедрил Машин отец - Юра Красный, педагог и писатель. А соавтор концепции - Лина Красная, Машина мама.
Анимационная педагогика ставит перед собой задачу превратить агрессивный экран в развивающий. Подробнее об этой концепции читайте тут
Кроме того, Маша – инициатор семейных творческих летних лагерей. Этим летом один лагерь будет проводиться в Грузии в две смены в июле, а второй – с 31 июля по 7 августа в Украине в Карпатах.
Кратко поделюсь своим опытом приобщения Егорки к экрану.
Мой ребенок смотрит песенки и детские развивающие мультики с 6-ти месяцев по 10 мин в день. После года (сейчас нам полтора) время просмотра увеличилось до 20-30 мин в день в среднем. Включаю ему мультфильмы в основном не для того, чтобы «развивать», а чтобы самой получить себе 20 мин на какое-нибудь срочное (конечно, только в моей голове) дело, когда «сильно надо, а ребенок не дает».
Так что же полезного я узнала из разговора с Марией?
О том, когда можно «сажать» ребенка перед экраном (каюсь за формулировку вопроса):
1. Какое страшное слово «сажать». Сажают растения, беспомощных людей или преступников еще. В любом случае этот образ ясно и ярко отражает положение ребенка под экраном. Ребенка заложника, жертвы, объекта. Скажите — в каком возрасте актуально такое отношение к человеку? Мне в моем — тоже не нужно! Сажать для того, чтобы высвободиться от общения — вообще никогда. Но вы очень точно заострили суть вопроса!
Прим. автора: да, Маша меня раскусила, как я писала выше, для меня экран – это возможность получить для себя чуть больше свободного времени, когда «очень надо».
2. Использовать экран, как вспомогательный ресурс, инструмент в развитии лучше после 3-х лет, а то и ближе к 4-м.
Прим. автора: хе-хе, я с Егоркой уже пролетаю, как фанера над Парижем, над этим пунктиком.
3. Ребенок приходит в мир, как часть сотворения. Наша миссия — познание, досотворение себя и улучшение этого мира. И, очевидно, неправильно заслонять ребенка от божьего мира экраном. И для нас, родителей, дитя — дар, задачка, ответственность — и честно ли тут желание отгородиться, заслониться, подменить свои усилия экраном.
4. До 3-х лет лучшее, что мы можем дать ребенку в плане развития – это иллюстрации, диафильмы и, главное, - живой мир.
О живом мире:
Природа — безграничный ресурс для освоения всего: фактур, оттенков, счета, эмоций, отношений. В природе можно найти поддержку всему, что для вас актуально. Присмотритесь, дети подскажут, они ближе и внимательнее. У них еще в самом разгаре эпоха называния. И пока они сами строят образ — не стоит подменять его чужими!!!
О пользе диафильмов:
1. Быстрая смена видеоряда в мультфильмах наносит вред мозгу ребенку в раннем возрасте. Поэтому, после картинок, диафильм – идеальный формат статичных картинок, связанных в единую историю. Диафильмы – это чудо, это ожившая, с помощью луча света на экране, сказка, это замечательный вариант «первого экрана». Показывая ребенку диафильм, родитель развивает у него речь, образное мышление и фантазию. Ни с одним развивающим мультфильмом нельзя добиться такого эффекта.
2. Я предлагаю родителям малышей делать авторские книжки-диафильмы — сохранять в них собственные истории, в них же отлично включаются элементы обучения чтению и многие другие возможности. Первые фильмы должны быть как можно более короткими и обязательно как-то связаны с самим ребенком. Его любимой песенкой или похожим на знакомого котиком, или общей историей.
3. В идеале, смотреть диафильмы лучше с помощью настоящего диапроектора. Но если не получится, современная версия – видеопроектор и ноутбук, справятся с этой задачей не хуже. В интернете не сложно найти оцифрованные диафильмы, например, на этом сайте (здесь есть и диафильмы на украинском языке!)
О роли родителя во время просмотра ребенком книг, диафильмов и мультфильмов:
1. Взрослый нужен ребенку, чтобы помочь построить картину мира. Поэтому, ребенку важно осваивать материал вместе с родителями, с чтением, рассматриванием, перечитыванием. Это очень серьезная и значительная практика. Важно, долго-долго, и важно знать, что вы показываете детям, а потом еще попробовать отражать просмотренное в игре и творчестве.
2. В идеале, сказки надо даже не читать, а рассказывать маминым голосом. Постепенно, можно вводить и аудиоверсии. Я начала к годам 5-6. Важный момент (не побоюсь показаться однообразной и даже занудной!!)) не надо много! Пусть будет одна сказка. Пусть будет и в книге, и в аудио, и в вариантах, и с повторами — ее же потом в диафильм, потом в мультфильм, и в игру, и в цитирование, и в песенки, и рисовать.... Такая проработка учит перевариванию. Мы уже отлично знаем, как устроено здоровое питание для тела. Но так же и с психикой — современные дети перекормлены информацией и впечатлениями, но часто лишены переваривания и усвоения. Сами понимаете, как это бесполезно.
3. Нельзя оставлять ребенка один на один с экраном. Нужно общаться. Задавать вопросы (зараннее готовиться, придумывать...) обыгрывать, обсуждать, быть с ребенком!
О том, что не надо показывать ребенку:
1. В первую очередь — все безвкусное! Неэстетичные уроды, кастрированные сюжеты, электронная музыка.
2. Сериалы — это сразу привыкание, зависимость. Отбирайте, ограничивайте серии, разбавляйте альтернативными фильмами.
3. То, где внешние силы берут на себя решение проблем, а также где герои НИКАК не связаны с реальностью ребенка — особенно малыша. Нам часто продают уродов, как успешный маркетинговый продукт. Но стоит задуматься — готовы ли мы торговать нашими детьми.
4. Уже в более взрослом возрасте лично я даю смотреть популярное кино про пиратов или хоббитов, но одновременно создаю противовес более качественными культурными образцами, чтобы формировать вкус к сравнению и опыт отбора. Ведь культура — это и есть отбор.
О собственном опыте (приобщения дочери к экрану):
Как я говорю — так я и поступаю)). Сегодня Мусе 11 лет. Но мы долго читали, гуляли, пели, рисовали, коз пасли. Ближе к 4 попросилась в сад. Первый мульт был, кажется, 2 веселых гуся — я с песен начинала. Сейчас смотрит и Чаплина, и Раневскую, и Параджанова, и Индиану Джонса, и 2 капитанов. Она смотрит с повторами, я стараюсь подбирать версии экранизации хорошей литературы — только после чтения. Потом обыгрываем прочитанное: например, 37 параллель (Дети капитана Гранта), необитаемый остров (Робинзон Крузо), пещеру (Приключения Тома Сойера), плот (Гекльберри Финн). И только после этого смотрим экранизацию.
Смотрим хорошую анимацию: и старую, и авторскую, и фестивальная, что-то из Горы самоцветов (прим. мультпликационный сериал по мотивам сказок народов России), сама снимает с 4 лет.
Одноклассники подбрасывают, конечно, ерунды. Я выражаю отношение, но не мешаю. Она рассказывает и смеется, что я морщусь, но мне важно это доверие. Ребенок, который ходит в музеи и может вдумчиво с утреца листать альбом Матисса, постепенно разберется, надеюсь. Любила разное — по мере ее актуальности. Может и «Пляску скелетов» (прим. чёрно-белый короткометражный музыкальный мультфильм Уолта Диснея) смотреть, и «Путешествие муравья», и «Непослушного медвежонка», и ту же Машу (прим. «Маша и Медведь»), но уже и сама остановится.. Мы читаем. И у нас НИКОГДА не было телевизора.
Ваш девиз
Преподавать так, чтобы человек открыл себя и сделал из моего – свое.
Вот такой получился разговор. Я считаю, что Маша дала серьёзную «пищу» для размышлений и применения на практике. Я еще не знаю, готова ли я полностью отказаться от мультфильмов до 3-4 лет, но точно могу сказать:
1. Буду более тщательно подходить к выбору мультфильмов, ограничу время показа.
2. Не буду оставлять ребенка наедине с экраном, а просмотренное вместе, особенно, что касается новых сюжетов, постараюсь обыгрывать в жизни (игра, театр, рисование, лепка).
3. Лучше меньше, но качественнее «усвоить». Важно не перегрузить ребенка информацией, а поощрять в нем творчество и фантазию.
4. Дам задание мужу приобрести видеопроектор или найти на блошином рынке диапроектор. После общения с Машей, я вспомнила, какое для меня это было волшебство – просмотр диафильмов, и я на 100% уверена, что Егорке это тоже понравится. Куплю штору для просмотра диафильмов.
5. Как хорошо, что с Егоркой у меня есть повод повторить детскую классику, а еще наверстать пропущенные произведения мировой детской литературы.
Удивительным образом, практически в тоже время, когда я общалась с Машей, я узнала, что в Киеве проходят курсы анимационной педагогики для детей 4-6 лет и 6-8 лет. Вот совпадение! Ну как после разговора с Машей Красной пропустить такое? Ни за что! Но об этом в следующей статье.
Комментариев нет:
Отправить комментарий